Блог Мир Религии содержит всю информацию о православной и католической вере. У нас Вы найдете только самые последние и точные материалы по теме

четверг, 30 июля 2020 г.

ВЛАДИ́МИРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, христианская святыня, самая ранняя из известных сохранившихся на Руси чудотворных икон.

ВЛАДИ́МИРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, христианская святыня, самая ранняя из известных сохранившихся на Руси чудотворных икон.

Владимирская икона Божией Матери Архив «Православной энциклопедии»Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 (ныне – в церкви Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее; Москва).

Согласно сказанию 2-й пол. 15 в., написана св. евангелистом Лукой; художественно-стилистич. особенности и историч. данные свидетельствуют о создании иконы в 1-й трети 12 в. Вероятно, в 1130 икона была привезена митр. Михаилом, прибывшим из Константинополя в Киев, как дар киевскому кн. Мстиславу Изяславичу. Находилась в мон. Богородицы в Вышгороде (близ Киева), откуда кн. Андрей Боголюбский в 1155 перевёз её во Владимир и украсил драгоценным окладом. Вначале икона находилась в Боголюбове, а после сооружения владимирского Успенского собора (1158–60) стала главной иконой этого храма. В 1163–64 было создано Сказание о чудесах от иконы, где сообщалось о троекратном схождении образа с его места в храме в Вышгороде и перечислялись 10 случаев чудесных исцелений. В 1164 кн. Андрей Боголюбский взял образ в поход против волжских булгар; одержанная победа также была воспринята как чудо от иконы. В 1395 при нашествии войск Темир-Аксака (см. Тимур) икону перенесли в Москву, после чего Темир-Аксак удалился от Москвы. В 1-й трети 15 в., по повелению митр. Фотия, для иконы изготовили новый золотой оклад. В 1480 икону перенесли в кремлёвский Успенский собор в связи с нашествием хана Ахмеда, которое закончилось отступлением тат. войск. В это время была составлена служба Владимирской иконе. В сер. 16 в. была написана подробная «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа…» с описанием наиболее значительных, имеющих в осн. церковно-политич. характер чудес, где утверждалось, что через свой образ Богоматерь оказывает особое покровительство рус. народу. Празднование Владимирской иконы – 26 авг. [(8 сент.), избавление от Темир-Аксака], 23 июня [(6 июля), бескровная победа над Ахмедом], 21 мая [(3 июня), избавление от нашествия Мухаммед-Гирея I в 1521].
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора г. Владимир. Преподобный Андрей Рублёв (?). Между 1395 и 1406 (Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей...Архив «Православной энциклопедии»
Первоначально икона имела размер 78×55 см. Вероятно, при Андрее Боголюбском её поля были надставлены (до размера 104×69 см) для размещения массивного золотого оклада, сорванного татарами в 1237. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа из храма при дворце визант. императоров во Влахернах в Константинополе. Иконографический тип «Богоматерь Ласкающая» с Младенцем, прильнувшим к Матери, в рус. традиции получил назв. «Богоматерь Умиление». На Владимирской иконе представлено попоясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. Её глава склонена к Сыну, который, прильнув щекой к щеке Пресвятой Девы, обнимает Мать за шею. Правая рука Младенца простёрта, левая ножка повёрнута ступнёй к молящемуся. Эти обязательные иконографические черты Владимирской иконы повторяются на всех многочисл. списках с неё.

Икона неоднократно поновлялась, от живописи 12 в. сохранились в целости только лики. Правая рука Богоматери, волосы, шея и ножки Младенца, а также фон исполнены на рубеже 14–15 вв., остальные фрагменты изображения относятся в осн. к 1514. Удлинённый лик Богоматери с тонким, слегка изогнутым носом и большими миндалевидными глазами имеет скорбное выражение из-за сведённых к переносице бровей и едва заметно опущенных уголков уст. Взор Пресвятой Девы устремлён на молящегося, Младенец смотрит на Мать. Именно эти особенности позволили однозначно интерпретировать смысл образа: мотив взаимной любви Матери и Младенца тесно связан с темой грядущей жертвы, приносимой ради спасения человечества. Богоматерь не отвечает на ласку Сына, Она обращена к предстоящим перед иконой, ради которых Христос снизошёл в мир и примет страдания на кресте. Особую выразительность взгляду Богоматери придают специфические живописные приёмы, в частности письмо ликов по прокраске оливкового цвета – санкирю (от греч. «саркинос» – телесный). Поверх санкиря на светлых местах положена розоватая охра, плавно переходящая в более интенсивный красный цвет на щеках и верхних веках. В глазницах Богоматери санкирь оставлен открытым, с ним почти сливаются зеленовато-коричневые радужки, создавая впечатление особой глубины и проникновенности взгляда. Внутренние уголки глаз, уста, контур носа прописаны ярко-алой киноварью, которая контрастирует с зелёными тенями, напоминая о традициях античного иллюзионизма. Светлая охра на лике Младенца, с большим количеством белил, обеспечивает поразительный эффект светоносности. Виртуозная техника письма послужила созданию исключительного по совершенству образа, где высочайшая духовность и телесная красота находятся в неразрывном единстве.

0 коммент.:

Отправить комментарий